• +7(912)40-40-440
  • manager@pro-znanie.ru
  • 1-005-234

Готовая работа №158 — 2. Коллективная психология и субкультура нищих


Информация о работе
ID работы:158
Тип работы:Курсовая
Название работы:История российского нищенства как социальная патология
Объём (стр.):23
Дата выполнения:03.05.2008
Стоимость:290p

Заказать


Содержание работы
Введение
1. Причины и формы нищенства
2. Коллективная психология и субкультура нищих
Заключение
Список использованной литературы

Демонстрация работы:

2. Коллективная психология и субкультура нищих

Социологи выяснили, что социальная гетерогенность слоя нищих элиминировалась, по крайней мере для его постоянного ядра, общей субкультурой, которая была относительно герметична и отгорожена от общепринятых культурных ценностей и норм. Эта субкультура включала различные компоненты - жаргон, традиции, трущобный фольклор, песни, кое-какие материальные атрибуты экипировки - грим, костюмы, поддельные горбы и т.п. Она имела основание в виде особой коллективной психологии, которая характеризовалась противоречивыми, внутренне несогласованными установками: внешний кураж, удаль, завышенные амбиции среди своих и нереализованные надежды, страх жизни, глубокая скорбь наедине с самим собой; жажда свободы, независимости (самооценка: "мы - вольные птицы", "сами по себе живем") и фактическая униженность, беспомощность; ощущение социальной несправедливости и нежелание изменить ситуацию, склонность к паразитизму и иждивенчеству.

Из разговора между нищими в ночлежке, невольно подслушанного исследователем, вытекало такое мировоззренческое объяснение собственного бродяжничества и нищенства: "Счастья нет на земле, а есть покой и движение... Я избрал последнее, а потому странствую по белу свету, пока ноги таскают... Все движется на свете, и солнце, и звезды, и земля, на которой мы живем. А камень лежит на месте и обрастает мхом". "Диогены подневольные", - подумалось наблюдателю. Далее он описывает "философию босяков о самих себе и об обществе, в котором они живут", воспроизведя сказанные ему с апломбом слова одного из них: "сами живем - казне дохода не даем; сами умрем - и казна нас похоронит" [5. с. 17, 71, 74]. Но вольность их была негативной, точнее - нетворческого плана. Свобода, заставляющая заниматься попрошайничеством, вовсе не свобода, а нечто противоположное. Вопреки русской пословице "бедность - не порок" ее следует признать чем-то более губительным для полнокровного личностного развития, чем многие так называемые пороки. Некоторые нищие признавались А. Бахтиарову: мы люди конченые, "от нас пользы ждать, что от козла молока и шерсти". Но они были бесполезны не только для других, но и в отношении самих к себе, ибо не способны были на самопомощь, хотя именно с нее начинается любое спасение, а потом идет взаимопомощь и помощь других. Нищенство принижало человеческое достоинство, как бы ни хорохорились нищие насчет своей "свободы" от общества, это прежде всего отражалось на их лицах, которые всегда приобретали жалкий "просительный характер". Сотрудники Комитетов нищеты обращали внимание на то, что подавляющая часть их клиентуры выделяется забитым видом, чрезмерной худобою и апатичным, безжизненным выражением лица - "верным признаком вырождения". С этими пагубными издержками своих социальных ролей нищие прагматически смирились: "чем человек безобразнее, тем господа больше подают" [5, с. 107-108; 15].

При постоянном и бесконечном напряжении всех сил на одном приобретении и сбережении вырабатывался своеобразный социальный характер уродливого скопидомства, закрепляемый сведением всех своих личностных потребностей до последнего минимума. Наиболее полно он развивался у женщин, которые, накопив деньжат, иногда давали их под проценты, постоянно увеличивая капитал. В отечественной литературе мне не попадались сообщения о позитивном вкладе этих капиталов в некое "дело" или в воспитание собственных детей и т.п., иногда только мелькали известия о скандально богатых свадьбах среди нищих, т.е. капиталы либо эпизодически престижно потребляли, либо тупоумно накапливали, что выявлялось лишь после смерти их владельца. Даже став материально богаче подавляющего большинства подлинных нищих, они как личности продолжали оставаться на обочине жизни, эмоционально и образом жизни, и умозрением оставались частью "дна". Мужчины-нищие, как правило, все доходы пропивали, но находили в себе силы для некой солидарности, проявляя "дух товарищества", в силу которого они часто мстили за напрасно обиженного.

Обреченность и отчуждение нищих от враждебного социального мира находили себе место в создании особого языка, понятного только им. Жаргон выполнял двоякую функцию - создавал референтную группу, ибо только знание его делало человека "своим", и подчеркивал (усиливал) социальную изоляцию, зримо проводя границу двух миров - официального и "дна". Ситуация перекликалась с уголовным творчеством, часть терминов и песен вообще были общими. Встречались и региональные вариации — московские нищие употребляли словечки, не известные киевским или ростовским, и наоборот. Но был и общепринятый жаргон. Подавляющую часть его составляли смысловые перевертыши: городовой - "фараон", поплатиться за нищенство или воровство - "сгореть", переодетый полицейский - "паук", табак - "смолка" (отсюда курить - "смолить"), просить подаяние - "звонить", "стрелять", часы - "бочонок", пятачок - "пискарь". сидеть в заключении - "париться", ботинки - "коты", спички -"зайчики", деньги - "сор", игра в карты - "чтение святцев", паспорт - "бирка", "глаза", кошелек - "шмель", нары - "шхеры", дворник (извечный враг нищих!) - "Сидор", сопровождаться конвоем — "идти со свечами". Но были и подлинные филологические изобретения, своеобразное эсперанто нищих. Так, "лататы задать" или "нарезать" означало скрыться от погони, "куклим" - купленный чужой паспорт, "напехтериться" -наесться, "этап ломать" - быть высланным к месту прописки, "шмон" - обыск, но "шмонало" - карманный вор, сума на боку - "боковик", за спиной - "горбовик", пребывание в ночлежке - "гоп" (отсюда производное - "гопник"), просить подаяние -"грызть окно", "калить". Говорили в любопытном ритме, быстро тараторя, проглатывая общеупотребительные слова и медленно произнося изобретенные. Непосвяшенным нельзя было понять о чем идет речь. Не случайно в качестве одной из мер борьбы с нищетой предлагалось создать отряды полиции, профессиональную именно на нищих [7, с. 126]. Не поскупились обитатели "дна" и на самоаттестации- "праздное сословие", "нищая братия", "босая команда", "золотая рота", «нищеброды", упомянутые уже "работнички рукопротяжной фабрики". Даже вошедший в русский литературный обиход "казанский сирота" из этого ряда.

В начале XX века в столице было несколько частных ночлежных домов (Макокина, Пономарева, Кобаева и др.) и один думский, построенный с учетом гигиенических требований к общежитию, но только на 162 человека; ночлежка Макокина (прозванного нищими "графом Морковкиным") была на тысячу мест. При думской ночлежке была дешевая столовая, открытая весь день и переполненная голытьбой, особенно в морозные дни, своего рода "клуб нищих и босяков", где обсуждались многие "технические" проблемы промысла, городские новости, судили провинившихся товарищей, слушали рассказы о вояжах в другие города и пели свои песни. Тут можно было услышать и ныне прочно забытые хулиганские частушки, и достаточно известную и исполняемую, хотя в несколько облагороженном виде, "Песнь бродяги": "Бродяга, судьбу проклиная,.." Бахтиаров описывал популярного среди столичных нищих начала XX века поэта-босяка Ивана Бурду, многие поэмы-песни которого из быта "дна" широко расходились там же в рукописных листках и исполнялись в ночлежках и "малинах": "Песнь вора", "Серая свита", "Вяземские громилы", "Песнь арестанта", "О палатах графа Морковкина" [5, с. 89 и сл.]. Приводимые исследователями тексты песен оставляли с содержательной стороны (о литературной форме не говорим) двойственное впечатление - бахвальство и завышенная оценка собственной хитрости и ловкости сочетались с тоской по другой жизни и сентиментальной жалостью к собственной судьбе. Сходные синдромы социальной психологии нищенства и "дна" зафиксировали многие отечественные писатели - М. Горький, В. Винниченко, В. Короленко, В. Гиляровский и другие. Вероятно, эта психологическая двойственность отражала положение нищих в социальном пространстве - воспоминание о предыдущей жизни, желание покинуть "дно" и горькое осознание невозможности этого. Тут встают вопросы: если социальная стратификация - историческая неизбежность, то разве обязательно беднеющие слои доводить до нищеты? Кто ответственен за это? Что можно сделать профилактически эффективно? Ответы на эти важнейшие вопросы, не потерявшие актуальности и в наши дни, излагались в множестве научных работ и нашли отражение в административной практике тех лет.

[демо режим — текст работы показан частично]

RSS Feed
01.01.2015
С наступившим!

01.09.2014
С началом учебного года!

30.06.2014
Поздравляем всех с удачной защитой дипломных и курсовых работ!

01.03.2014
Поздравляем с приходом весны!

31.12.2013
С Новым 2014 Годом!

19.12.2013
Конец семестра, и праздники совсем скоро! Мы снизили цены на 50% на готовые работы. С наступающими!

01.12.2012
По техническим причинам сменился номер ICQ, новый номер 617-843-004

01.09.2012
Всех поздравляем с началом учебного года!

01.07.2012
Компания Pro-Знание искренне поздравляет выпускников с успешной сдачей дипломных проектов. Удачи вам и карьерного роста!

01.01.2012
С Новым 2011 Годом! Здоровья, счастья, любви!

21.10.2011
У нас единый номер: +7(912)40-40-440 (обратный звонок). Позвоните - дождитесь сброса, и мы Вам тут же перезвоним!

01.10.2011
В тестовом режиме включен "поиск" и выложены 3000 авторских работ наших исполнителей!

25.08.2011
Сменился номер телефона нашего офиса в Тюмени. Новый номер: +7(3452)297807

01.07.2011
Компания поздравляет студентов с отличной защитой дипломных работ. Желаем солнечного лета, приятных отпусков и карьерного роста дипломированным специалистам!

01.05.2011
Поздравляем с весенними Майскими праздниками! Закажи работу в мае через сайт - получи скидку в 10%!

31.12.2010
Pro-Знание поздравляет Вас с Наступающим 2010 Годом! Ярких впечатлений и исполнения желаний!

22.12.2010
Теперь мы к Вам ближе! Будьте в контакте!


















Rambler's Top100