• +7(912)40-40-440
  • manager@pro-znanie.ru
  • 1-005-234

Готовая работа №167 — 1.1. Понятие и сущность межэтнических конфликтов


Информация о работе
ID работы:167
Тип работы:Курсовая
Название работы:Проблемы межэтнического конфликта в психологии
Объём (стр.):18
Дата выполнения:29.05.2008
Стоимость:225p

Заказать


Содержание работы
Введение
1. Проблема межэтнических отношений в психологии
1.1. Понятие и сущность межэтнических конфликтов
1.2. Условия формирования этнического самосознания и межэтнических отношений детей, подростков, молодежи
2. Методы исследования особенностей межэтнических отношений
Заключение
Список использованной литературы

Демонстрация работы:

1. Проблема межэтнических отношений в психологии

1.1. Понятие и сущность межэтнических конфликтов

К базовым понятиям относятся категория «отношение» и различные виды отношений (субъектные, общественные, межличностные, межгрупповые, межэтнические), «этническое самосознание», «этническая идентификация», «этническое обособление».

Основы понятия «отношение» заложены в трудах В.М. Бехтерева [1], А.Ф. Лазурского [2], С.Л. Рубинштейна [3]; особый вклад в проблему отношений личности внес В.Н. Мясищев [4]. В.Н. Мясищев ввел понятие «субъектное отношение». Он определил «отношение» как активную, интегрированную, целостную систему избирательных, основанных на опыте, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, мотивы или источники которого могут не осознаваться, которое выражается и отражается в отдельных поступках и во всей деятельности человека [5].

Под межэтническими отношениями традиционно понимаются субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, между этническими общностями, которые проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроениях и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей.

Столкновение интересов различных наук (социологии, политологии, этнографии, этнологии, этнопсихологии, социальной психологии, а также педагогической психологии) в изучении данного явления определяет междисциплинарную рассогласованность в определении понятия «межэтнические отношения». В социологическом понимании межэтнические отношения представляют собой широкие общественные связи (экономические, социально-политические, государственно-правовые, идеологические, культурные) между этническими общностями. Межэтнические отношения функционируют не только на институциональном уровне как общественные отношения, они также опосредуются индивидуально-личностными особенностями человека, так как существуют в виде реальных социально-психологических связей людей в ежедневном взаимодействии [6].

[демо режим — текст работы показан частично]

1.2. Условия формирования этнического самосознания и межэтнических отношений детей, подростков, молодежи

Как показали исследования, проводимые под руководством В.С.Мухиной, выделяемые в каждом отдельном исследовании условия, детерминирующие формирование этнического самосознания и межэтнических отношений в едином геоисторическом и социокультурном пространстве, можно разделить на три категории.

1. На уровне общества. В условиях общественного уровня в исследовании были выделены следующие составляющие.

Соотношение социально-политических статусов этносов: дети «титульного» этноса более агрессивны, чем сверстники этноса с амбивалентным статусом (Т.А. Талалуева, [18] исследование детей казахов и русских на территории Казахстана).

Численность взаимодействующих этнических групп (большинство, меньшинство), осознание которой входит в уникальное взаимодействие этнических ментальностей (К.А. Тимошенко [19], исследование алеутов и русских в замкнутом геоисторическом пространстве). Дети и подростки этнических меньшинств проявляют большую фрустрированность, а также большую толерантность, чем сверстники преобладающего по численности этноса (Л.И. Алексеева [20], исследование подростков якутов и русских на территории Якутии). В то же время было показано, что у малочисленных народностей может быть ярко выражен комплекс этнической неполноценности (А.М. Кушнир [21], исследование детей саами).

Взаимодействие ориентаций этнической группы на тот или иной тип общественного развития (традиционный, коллективистический) индустриальный, модернистский, индивидуалистический) также обусловливает особенности ценностных ориентаций и самосознания подростка. Этносы, традиции которых поглощают и трансформируют новые тенденции? постоянно находятся в состоянии межэтнической напряженности, которая обусловливает пристрастное отношение подростков к своей этничности (З.И. Айгумова [22], З.М. Гаджимурадова [23], исследования этносов Дагестана). Синкретичность родовых, традиционных и современных западных ориентаций в сознании подростка приводит к его маргинализации, выражающейся в адаптивной форме поведения либо агрессии на депривацию традиционных ценностей, расслоении ценностных ориентаций в зависимости от классовой принадлежности (О. Мендес Эспиноса [24], Колумбия; М. Огнин [25], Бенин; Ш. Ле Куанг[26], Вьетнам; Т.Ц. Дугарова [27], Бурятия).

Этноконтактные условия (моно- или полиэтническая среда): подростки коренных (титульных) этносов, проживающих на своих исконных территориях в моноэтничной среде проявляют стабильность этнического самосознания, приверженность традиционной культуре; в полиэтничной среде подростки коренных этносов демонстрируют маргинальность самосознания, выражающееся в более низкой этнической идентичности (Л.И. Алексеева, Т.Ц. Дугарова, а также Т.Ц. Тудупова, Р.А. Тагирова).

Культурная дистанция определяет реакции детей в ситуации фрустрации: к этносам с более близкой культурой дети более лояльны, чем к этносам с более отдаленной культурой (Ж.В. Топоркова [28], исследование детей русских, мордвы, татар на территории Мордовии). Несовпадение традиционных ценностных ориентаций молодежи может стать причиной межэтнического непонимания (Дасгупта Сангхамитра [29], исследование индийской молодежи). Кроме того, культурная дистанция оказывает прямое воздействие на выраженность и становление этнической идентичности. Чем более отличается иная культурная среда, в которой проживает ребенок, от собственной тем более выражена этническая идентичность. Было выявлено, что в полиэтнической среде дети меньшинств в условиях проживания в культуре национального большинства более четко осознают свою этническую идентичность и раньше приобретают знания о межэтнических различиях.

2. На уровне ближайшего социального окружения (родителей, взрослых, сверстников) — это особенности межпоколенной передачи этнических традиций, ценностей, стереотипов и норм социального поведения, ажиотированности самих взрослых, авторитарных традиций семейного воспитания (Лувсандандар Уранцэцэг [30], А.А. Иванова, З.И. Айгумова, З.М. Гаджимурадова, Т.Ц. Дугарова).

3. На уровне личностной позиции. Присвоение социального опыта личностью происходит через внутреннюю позицию как индивидуальную эмоцию, направленную на образование внутренних смыслов и значений, определяющих ее самосознание, ориентацию в мире. В процессе развития личность становится носителем этнических особенностей в результате присвоения содержания этнической культуры (этнических ценностей, традиций и обычаев, норм). В межэтнические отношения личность включается в процессе субъективного восприятия и осознания этнокультурных различий и сходств между своим собственным и другими этносами. В результате личность образует собственную систему субъективных этнических смыслов и значений, определяющих формирование позитивной этнической идентичности и самосознания (исследования перечисленных выше авторов).

Анализ исследований, посвященных изучению межэтнических отношений позволяет нам рассматривать межэтнические отношения как условие развития этнического самосознания.

[демо режим — текст работы показан частично]

RSS Feed
01.01.2015
С наступившим!

01.09.2014
С началом учебного года!

30.06.2014
Поздравляем всех с удачной защитой дипломных и курсовых работ!

01.03.2014
Поздравляем с приходом весны!

31.12.2013
С Новым 2014 Годом!

19.12.2013
Конец семестра, и праздники совсем скоро! Мы снизили цены на 50% на готовые работы. С наступающими!

01.12.2012
По техническим причинам сменился номер ICQ, новый номер 617-843-004

01.09.2012
Всех поздравляем с началом учебного года!

01.07.2012
Компания Pro-Знание искренне поздравляет выпускников с успешной сдачей дипломных проектов. Удачи вам и карьерного роста!

01.01.2012
С Новым 2011 Годом! Здоровья, счастья, любви!

21.10.2011
У нас единый номер: +7(912)40-40-440 (обратный звонок). Позвоните - дождитесь сброса, и мы Вам тут же перезвоним!

01.10.2011
В тестовом режиме включен "поиск" и выложены 3000 авторских работ наших исполнителей!

25.08.2011
Сменился номер телефона нашего офиса в Тюмени. Новый номер: +7(3452)297807

01.07.2011
Компания поздравляет студентов с отличной защитой дипломных работ. Желаем солнечного лета, приятных отпусков и карьерного роста дипломированным специалистам!

01.05.2011
Поздравляем с весенними Майскими праздниками! Закажи работу в мае через сайт - получи скидку в 10%!

31.12.2010
Pro-Знание поздравляет Вас с Наступающим 2010 Годом! Ярких впечатлений и исполнения желаний!

22.12.2010
Теперь мы к Вам ближе! Будьте в контакте!


















Rambler's Top100