• +7(912)40-40-440
  • manager@pro-znanie.ru
  • 1-005-234

Готовая работа №87 — 1.2. Способы согласования целей и содержания воспитания


Информация о работе
ID работы:87
Тип работы:Курсовая
Название работы:Воспитание
Объём (стр.):18
Дата выполнения:05.03.2008
Стоимость:225p

Заказать


Содержание работы
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования содержания воспитания
1.1. Содержание воспитания как элемент целостного воспитательного процесса
1.2. Способы согласования целей и содержания воспитания
Глава 2. Содержание воспитания и его структура в исследованиях г.К. Селевко
Список литературы

Демонстрация работы:

Глава 1. Теоретические основы формирования содержания воспитания

1.1. Содержание воспитания как элемент целостного воспитательного процесса

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Поэтому обратимся, в первую очередь, к терминологическому рассмотрению.

Границы применения понятия развития в педагогике и психологии неопределенны. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному. Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубления изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психическое, духовное, социальное и другие стороны.

Сущность педагогического процесса заключается в обеспечении единства обучения, воспитания и развития. Соотношение между процессами воспитания и обучения представлено в виде условной схемы. Рассмотрим подробнее соотношение элементов в данной схеме. Из схемы следует, что во-первых, воспитание является более широкой категорией нежели обучение. Во-вторых, эти два процесса взаимопроникаемы. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. И так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элемент обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

[картинка вырезана]
Воспитание является главной силой, формирующей личность. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

Схема 1

Воспитанием корректируется влияние наследственности и среды. Эффективность воспитательного процесса заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. [6] Роль воспитания оценивается по-разному, причем диапазон этих оценок достаточно широк – от утверждения его полной бессмысленности до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина как обычно находится между крайностями [2].

Влияние наследственности и среды дополняется еще одним важным фактором – деятельностью личности. Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. Ведущим видом деятельности младших школьников становится учебная деятельность. Процесс обучения очень сложный процесс, уступающий только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Обучение – это упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. В ходе учебной деятельности педагог разъясняет учащимся цели и задачи обучения, знакомит с новыми знаниями, управляет процессами познания, проверяет и оценивает изменения в обученности учащихся. В ходе учебной деятельности происходит всесторонне и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

[демо режим — текст работы показан частично]

1.2. Способы согласования целей и содержания воспитания

Воспитание неразрывно связано с обучением. Вместе с тем, в школе воспитание нередко понимают как систему специальных мероприятий (уроки мужества, встречи с авторами книг и т.д.). Не отрицая некоторого влияния таких мероприятий на нравственное развитие детей, в то же время надо помнить, что воспитание идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся.

Прежде всего, следует отметить, что обычно в школе учебная деятельность оценивается, прежде всего, только по образовательному эффекту: по приобретенным знаниям и познавательным умениям, предусмотренным школьными программами. Воспитательный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых, у "примерного" ученика с эгоистической направленностью учитель своим отношением закрепляет эту направленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В-третьих, это нередко приводит к конфликтным отношениям "примерного" ученика с классом.

Из сказанного следует, что при организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика. В частности, учитель должен учитывать противоречие, которое содержится в самой деятельности учения: «Будучи общественной по смыслу, по содержанию, по форме осуществления, она вместе с тем индивидуальна по результату» (усвоенные знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). В этом есть опасность эгоистической направленности учения, при которой оно теряет свой общественный смысл. Для избежания этой опасности учитель должен найти пути применения знаний и умений, полученных учащимися в учебной деятельности, в общественно полезном труде, в жизненной деятельности, в общественно полезном труде, в жизнедеятельности классного и школьного коллективов.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены-с учетом мотивационной сферы, а значит и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Вот почему говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно.[4]

Рассмотрим пример воспитания учителем ответственного поведения в учебной деятельности. Как было сказано, личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. Отсюда следует, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребенка - желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли ребенок к этому, посильна ли ему такая задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и потому должны думать о методах (способах) ее решения. Так, допустим, ученик получает задание приготовить к посещению детского сада подарок, изготовленный собственными руками. Предлагая ребенку это задание, учитель должен, во-первых, проверить, правильно ли ребенок понял это задание. Далее ребенок должен осознать трудоемкость задания (сколько времени оно потребует от него), срок окончания. После этого ему надо составить план работы: определить его по дням, определить время работы на каждый день. Если учитель не позаботится о способе реализации ответственного поведения ребенка, то от этого задания может получиться прямо противоположный результат. Ребенок, не оценив вовремя трудоемкость задания, начнет выполнять его слишком поздно. Увидев, что справиться с ним в имеющееся время он не может, откажется от выполнения, т.е. проявит безответственность. Бывает и другая картина. Родители, увидев что ребенок попал в трудную ситуацию, предлагают свою помощь и фактически сами выполняют задание. А ребенок несет продукт их труда как собственный. В этом случае уже двойной отрицательный эффект воспитания: и безответственность, и обман.

[демо режим — текст работы показан частично]

RSS Feed
01.01.2015
С наступившим!

01.09.2014
С началом учебного года!

30.06.2014
Поздравляем всех с удачной защитой дипломных и курсовых работ!

01.03.2014
Поздравляем с приходом весны!

31.12.2013
С Новым 2014 Годом!

19.12.2013
Конец семестра, и праздники совсем скоро! Мы снизили цены на 50% на готовые работы. С наступающими!

01.12.2012
По техническим причинам сменился номер ICQ, новый номер 617-843-004

01.09.2012
Всех поздравляем с началом учебного года!

01.07.2012
Компания Pro-Знание искренне поздравляет выпускников с успешной сдачей дипломных проектов. Удачи вам и карьерного роста!

01.01.2012
С Новым 2011 Годом! Здоровья, счастья, любви!

21.10.2011
У нас единый номер: +7(912)40-40-440 (обратный звонок). Позвоните - дождитесь сброса, и мы Вам тут же перезвоним!

01.10.2011
В тестовом режиме включен "поиск" и выложены 3000 авторских работ наших исполнителей!

25.08.2011
Сменился номер телефона нашего офиса в Тюмени. Новый номер: +7(3452)297807

01.07.2011
Компания поздравляет студентов с отличной защитой дипломных работ. Желаем солнечного лета, приятных отпусков и карьерного роста дипломированным специалистам!

01.05.2011
Поздравляем с весенними Майскими праздниками! Закажи работу в мае через сайт - получи скидку в 10%!

31.12.2010
Pro-Знание поздравляет Вас с Наступающим 2010 Годом! Ярких впечатлений и исполнения желаний!

22.12.2010
Теперь мы к Вам ближе! Будьте в контакте!


















Rambler's Top100